Кик-стартер и новый фильтр мотороллера Тула

Как устроены и работают

 


За последние годы в конструкцию мотороллера «Тула-200» внесены существенные изменения. В двигатель введен дополнительный механизм — кик-стартер, установлен воздушный фильтр с масляной ванной, повышена герметичность сальников амортизаторов, применен плавкий предохранитель в электроцепи (на участке династартер— реле-регулятор) и т. д.

Многих мотолюбителей интересует, как устроены и работают кик-стартер и новый воздушный фильтр, можно ли установить их на машинах первых выпусков)

 

Кик-стартер Тула 200

Кик-стартер

Рис. 1. Кик-стартер:

1 — вал; 2 — рычаг; 3 — каркас сальника; 4 — сальник; 5 — пружина рычага; 6 — опорная шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина храповика; 10 — храповик; 11 — шестерня; 12 — опорная шайба; 13 — заглушка; 14 — стопорная шайба; 15 — упор.

 

Воздушный фильтр с масляной ванной

Рис. 2. Воздушный фильтр с масляной ванной.

Кик-стартер обеспечивает пуск двигателя при разряженной (до определенного предела) аккумуляторной батарее. Им пользуются также для прокручивания коленчатого вала перед пуском двигателя при низкой температуре, тем самым сберегая аккумуляторную батарею.

Работает кик-стартер следующим образом. При нажатии на рычаг 2 (рис. 1) провертывается вал 1. Храповик 10 скосом скользит по упору 15, установленному в левой половине картера, и перемещается по шлицам вала, входя в зацепление с торцовыми зубьями шестерни 11. Пружина 9 исключает перемещение его по шлицам и прижимает к упору в картере при невключенном положении.

При дальнейшем повороте рычага храповик вращает шестерню, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней первой передачи ведомого вала, и через переднюю передачу, связывающую барабан сцепления с коленчатым валом, приводит его во вращение. Проворачиваясь, вал кик-стартера закручивает возвратную пружину 5 рычага, один конец которой закреплен в держателе 8, а другой — в отверстии крышки картера.

После того как рычаг отпущен, вал под действием пружины возвращается в первоначальное положение. В конце обратного его вращения храповик своим скосом начинает скользить по упору, в результате зубья храповика разобщаются с зубьями шестерни, давая ей возможность свободно вращаться на валу при работе двигателя. Чтобы предотвратить вытекание масла из пространства под крышкой картера, между ней и рычагом механизма имеется сальниковое уплотнение.

Установить кик-стартер на мотороллерах первых выпусков можно своими силами. Особое внимание следует уделить расточке отверстий для вала в крышке и левой половине картера двигателя.

Чтобы разметить отверстие для шестерни кик-стартера, надо ввести в зацепление ее зубья и зубья шестерни

первой передачи ведомого вала. Отверстие просверливают в центре литой бобышки левой половины картера. После этого легко разметить отверстие в его крышке, вставляя гладкий валик соответствующего диаметра.

Установив кик-стартер, проверяют, хорошо ли работает пружина, быстро ли она возвращается в первоначальное положение после нажатия на рычаг.

При эксплуатации мотороллера Т-200 выяснилось, что контактно-сетчатый воздушный фильтр недостаточно эффективен. Сейчас принят в производство новый, более совершенный воздушный фильтр (рис. 2), одновременно выполняющий роль глушителя шума впуска. Он состоит из металлических корпуса 5 и ванны 2, соединяемых между собой винтами. В корпусе между двумя решетками 4 помещается путанка из капронового волокна 3 толщиной 0,07—0,08 мм. На входное отверстие фильтра «надет резиновый патрубок 1, который плотно прижимается к боковой плоскости крыла.

Перед эксплуатацией мотороллера заливают в ванну 100 г масла (марки АК-10) и промасливают волокно. Чтобы избежать подтекания масла, между ванной и корпусом установлено фетровое уплотнение. Зимой, ввиду незначительного количества пыли, заливать масло в ванну не обязательно.

Крепят воздухофильтр в двух точках: к карбюратору и к коробке электрооборудования. Установка нового воздушного фильтра повлекла за собой ряд изменений в конструкции «Тулы-200». В частности, для размещения его под коробкой электрооборудования пришлось перенести на 104 мм вперед ось эксцентриков зажима крыльев мотороллера, что потребовало и изменения всей компоновки коробки. Поэтому самостоятельная установка воздушного фильтра с масляной ванной на мотороллерах Т-200 первого выпуска затруднительна. Она возможна только при наличии новой коробки электрооборудования, применяемой на модели Т-200М. Крылья же можно использовать, но для этого их ребра с пятой нужно перенести вперед на указанную выше величину.

Введение кик-стартера и нового воздухофильтра на мотороллера «Тула-200» значительно улучшило его эксплуатационные качества.

А. ЛОТОЦКИЙ, главный конструктор,
В. КАМЕРИЛОВ, инженер-конструктор,
г. Тула.



1962N07P16









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua