Мотороллер Вятка В-150М

Образца 1966 года

 

 

Д. УСПЕНСКИЙ, начальник бюро перспективного планирования завода

Прежде чем начать рассказ о новой модели мотороллера «Вятка». Давайте заглянем немного в историю. Мотолюбители, вероятно, помнят, что впервые мотороллер появился на дорогах нашей страны в 1957 г. Необычная, по сравнению с мотоциклом, машина с небольшими колесами, на которых, казалось, невозможно было передвигаться по пересеченной местности, вначале вызвала недоверие. Но затем достоинства мотороллера — глубокие щитки на колесах и облицовка, надежно предохраняющие водителя и пассажира от пыли и грязи, скрытые под капотом бензобак и двигатель, удобная компоновка — получили должную оценку.

Кроме того, мотороллер хорошо зарекомендовал себя при езде в различных дорожных условиях. Теперь Вятку можно встретить в любом уголке нашей страны и в некоторых зарубежных странах, например в Болгарии, Румынии, Польше.

В этом году завод выпустит первую партию мотороллеров В-150М. Чем же отличается новая модель от нынешней?

 

По внешнему виду новая «Вятка» не уступает лучшим зарубежным образцам

По внешнему виду новая «Вятка» не уступает лучшим зарубежным образцам

 

 

Прежде всего, изменилась форма машины (фото 1). Линии облицовки стали более современными. По-новому расположенный двигатель сделал машину более стройной, исчезли задние "пузыри", мешавшие пассажиру, капот стал уже. Значительно изменилась и передняя часть мотороллера: громоздкий поворотный передний щиток заменен более легким неповоротным, гармонически сочетающимся с корпусом фары (фото 2). Проходившие снаружи тросы управления и электропроводка сейчас скрыты козырьком руля. С обратной стороны лобового щитка расположен инструментальный ящик (фото 3), в верхней части которого смонтирована приборная панель с замком зажигания и спидометром.

 

Корпус фары вписан в передний неповоротный грязевой щиток

Корпус фары вписан в передний неповоротный грязевой щиток

 

Седло можно теперь легко снять и, удобно расположившись на нем, в случае надобности заняться ремонтом или техническим обслуживанием мотороллера. Отсоединив бензопровод, можно за специальную ручку вынуть бензобак, выполненный в виде канистры. Капот, на котором крепятся седло и бензобак, — съемный. Это обеспечивает доступ к двигателю при его регулировке или обслуживании.

 

Инструментальный ящик с приборной панелью

Инструментальный ящик с приборной панелью

 

Однако эта модель нова не только формой и компоновкой: изменилась и техническая характеристика мотороллера.

На 20 процентов увеличилась мощность двигателя, и теперь мотороллер развивает большую скорость. Повышение мощности достигнуто усовершенствованием конструкции глушителя шума выпуска, воздухоочистителя и изменением фаз газораспределения.

Стендовые и дорожные испытания показали, что машина стала более экономичной. Применение карбюратора K-36Р вместо устаревшего К-55В снизило расход топлива. Сам двигатель по конструкции не изменился, за исключением посадочных мест. Такие детали и узлы, как коленчатый вал, поршень, муфта сцепления, коробка передач, магдино, полностью унифицированы с моделью ВП-150, что облегчит снабжение владельцев мотороллеров запасными частями.

 

Расположение двигателя и цепной передачи

Расположение двигателя и цепной передачи

 

Двигатель (фото 4) по-прежнему сделан качающимся на задней подвеске, но он перенесен вперед, в центр машины, поэтому появилась цепная передача на заднее колесо Конструкторы позаботились о наиболее благоприятных условиях работы цепи. Она заключена в герметично закрытом кожухе, служащем одновременно рычагом задней подвески, и таким образом полностью защищена от пыли и грязи. Кроме того, на цепь не действуют динамические нагрузки, неизбежные при неподвижном расположении двигателя (как на мотоциклах). Натяжение цепи регулируется эксцентрической втулкой крепления двигателя.

 

Воздухоочиститель новой конструкции

Воздухоочиститель новой конструкции

 

Воздухоочиститель новой конструкции (фото 5) состоит из металлического корпуса, в котором помещен фильтрующий элемент из специального картона, и камеры глушения шума всасывания. Воздух забирается из-под седла, то есть из наименее запыленной зоны. Вместе с высокой степенью очистки (коэффициент очистки 0,98) это предохраняет двигатель от попадания абразивных частиц, содержащихся в воздухе, и уменьшает таким образом износ шатунно-поршневой группы. Фильтр крепится в верхней части рамы и соединен с карбюратором гофрированной резиновой трубкой, в которой имеется клапан, предохраняющий фильтрующий элемент от разрыва при обратной вспышке. Кроме того, клапан отводит излишки масла, скопляющиеся в предкарбюраторном пространстве.

При необходимости очистки или замены фильтрующего элемента воздухоочиститель легко разбирается.

На старой «Вятке», чтобы закрыть заслонку воздухофильтра или нажать на утолитель поплавковой камеры карбюратора, необходимо было тянуться рукой под капот — неудобно, да и руки пачкались. Сейчас для этих операций служат два рычажка, выведенные на хребтовину рамы.

Прежняя рама представляла собой цельноштампованную сварную конструкцию из листовой стали. На «Вятке-150М» в связи с иным расположением двигателя задняя часть рамы выполнена а виде трубчатой фермы, которая соединяется с передней частью (аналогичной прежней конструкции) болтами.

При разработке новой модели «Вятки» особое внимание уделялось повышению плавности хода. Конструкция подвесок колес отвечает современным требованиям, предъявляемым к подрессориванию одноколейных машин. На старой «Вятке» применялась короткорычажная консольная передняя подвеска с одной пружиной и амортизатором с ходом 80 мм. При езде по плохим дорогам, на больших рытвинах или переезде через препятствия подвески сжимались до упора, при этом удары передавались водителю.

 

Передняя подвеска рычажного типа с симметрично расположенными амортизаторами

Передняя подвеска рычажного типа с симметрично расположенными амортизаторами

 

Новая подвеска — рычажного типа (фото 6). Пружинно-гидравлические амортизаторы усовершенствованной конструкции расположены симметрично по обеим сторонам колеса. Ход подвески увеличен до 120 мм, при этом жесткость пружин снижена в три раза, и они предварительно поджаты. Таким образом удалось ликвидировать недостатки старой подвески. Улучшились также характеристики задней подвески (фото 7): ход ее увеличен со 100 до 125 мм и применена более мягкая комбинированная пружина.

 

Задняя подвеска и кожух цепной передачи

Задняя подвеска и кожух цепной передачи

 

 

Введение новых узлов подрессоривания значительно повысило устойчивость мотороллера. Этому же способствовало расположение двигателя в его средней части. Теперь вес машины распределяется по колесам более равномерно.

Подвески новой конструкции прошли стендовые и дорожные испытания в Центральном конструкторско-экспериментальном бюро мотоциклостроения в г. Серпухове. Они не только обеспечивают хорошую плавность хода мотороллера, но и увеличивают среднюю скорость при езде по дорогам с плохим покрытием.

Увеличивая скорость машины, конструкторы обязательно должны думать и о повышении надежности и эффективности тормозной системы. На старой «Вятке» применялась тормозная система с барабанами диаметром 125 мм и приводом на заднее колесо посредством гибкого троса. При езде в холодное время года капли воды от тающего снега попадали с глушителя на трос, он замерзал, и задний тормоз переставал действовать. Кроме того, трос иногда выходил из строя из-за обрыва, заедания в оболочке и т. п. На новой «Вятке» применяются тормоза с барабанами диаметром 150 мм, а трос заменен жесткими тягами. Это повысило эффективность действия тормозов и обеспечило их без отказность. Удобнее стало регулировать тормоза. Раньше для этого приходилось класть машину на бок и вывинчивать упоры оболочки троса, теперь же достаточно повернуть на нужное количество оборотов регулировочную гайку, расположенную на конце тормозной тяги.

Система электрооборудования мотороллера по-прежнему 6-вольтовая с питанием от магдино. Однако и она претерпела некоторые изменения. Вместо центрального переключателя старой конструкции применен переключатель, почти целиком унифицированный с мотоциклом «Урал-2». Расположен он на приборной панели и имеет световой указатель нейтральной передачи и предохранитель.

Это улучшило внешний вид машины. Но главное — впервые в практике отечественного мотоциклостроения внедряются в серийное производство световые мигающие указатели поворота. Нет нужды объяснять, насколько это важно для безопасности движения.

 

Передние указатели поворота

Передние указатели поворота

 

Передние фонари указателей поворота располагаются на концах рукояток руля (фото 8), задние — в комбинированном заднем фонаре (фото 9), по соседству со стоп-сигналом. Питание указатели поворота и стоп-сигнал получают от аккумуляторной батареи 3МТ-6, расположенной под капотом. Эффективная подзарядка аккумулятора обеспечивается зарядным устройством от магдино. При таком питании стоп-сигнала сила света фары во время торможения не уменьшается.

 

Комбинированный задний фонарь мотороллера, в котором соседствуют стоп-сигнал и указатели поворота

Комбинированный задний фонарь мотороллера, в котором соседствуют стоп-сигнал и указатели поворота

 

Первая партия новых мотороллеров будет выпущена в этом году. Хотелось бы, чтобы почитатели «Вятки» по достоинству оценили ее.





1965N09P12-13









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua