Ремонтируем мотороллер Тула

Ответы на вопросы владельцев Тулы

 

Большую часть нашей редакционной почты составляют письма, присланные мотолюбителями. Это закономерно. Мотоцикл и мопед — самые массовые транспортные средства, к тому же и весьма разнообразные по числу моделей. На вопросы группы владельцев «Тулы» отвечает В. Камерилов.

Как пользоваться специальным инструментом?

Три съемника — для сцепления, звездочки коленчатого вала и династартера, прилагаемые при продаже к мотороллеру, считаются специальным инструментом.

Прежде чем приступить к демонтажу дисков сцепления и звездочки коленчатого вала, слейте масло из коробки передач, снимите аккумуляторы и положите машину на правый бок. Отверните винт крепления и, потянув на себя рычаг переключения передач, снимите его. Расправьте стопорную шайбу болта кик-стартера и выверните болт. Теперь снимите крышку смотрового отверстия, а затем то же сделайте с левой крышкой картера. Думаем, что винты не поставят вас в затруднение. Нажмите одной рукой на выступающий конец вала кик-стартера (механизм его должен остаться на месте), другой — поднимите крышку. Если будете вынимать сам вал с механизмом, помните, что на противоположном его конце есть шайба, которая может упасть в картер.

 

Разбираем сцепление

Рис. 1. Разбираем сцепление

 

Наступила очередь разборки сцепления. Чтобы снять диски, подожмите пружины и выньте удерживающие их быстросъемные шайбы (их еще называют сухарями). Вверните в глухое нарезное отверстие торца пальца, выступающего над шайбой, съемник для дисков сцепления. В кольцо съемника пропустите вороток, и, подтягивая его одной рукой на себя (рис. 1), второй быстро освободите шайбу. Дело нехитрое, но требующее некоторой ловкости. Освободив таким образом все пять пружин, снимите нажимной, а затем и все остальные диски. А вот чтобы проделать то же самое с ведомым барабаном, нужно предварительно отогнуть стопорную шайбу и свинтить гайку.

 

Так снимаем звездочку

Рис. 2. Так снимаем звездочку

 

После всех этих операций можно снять и звездочку. В специальные нарезные отверстия в торце звездочки вверните болты соответствующего съемника. Затем, вращая воротком центральный винт (рис. 2), подводим его к торцу коленчатого вала. При дальнейшем вращении по винту будет перемещаться планка, которая своими болтами стянет звездочку.

Демонтировать династартер несколько сложнее. Здесь необходима небольшая подготовка. Вынув крышку прерывателя и отвернув винты крышки вентилятора, снимите ее вместе с прерывателем; так же поступите с кулачком опережения зажигания. Наконец, отверните болт крепления династартера и выньте его вместе с шайбами.

 

Демонтируем династартер

Рис. 3. Демонтируем династартер

 

Теперь время вступать в работу съемнику. Его гайку вверните в отверстие ротора династартера и начинайте вращать винт (рис. 3). После того, как он упрется в торец коленчатого вала, начнет стягиваться ротор. Крыльчатку вентилятора при этом можно не снимать.

В чем особенности разборки двигателя?

Снимая цилиндр, нельзя поворачивать его вокруг оси: поршневые кольца могут запасть в окна, и тогда не избежать поломки колец и самого поршня.

Если поршневой палец сидит туго, перед выпрессовкой его нагрейте днище поршня до 100—120 градусов — и затруднения кончатся.

Приступая к разборке картера, выверните стягивающие винты, а затем, придерживая рукой правую половину, постучите деревянным молотком по передней и задней частям левой. Тогда половинки картера разъединятся полностью и без повреждений. При этой работе ни в коем случае нельзя применять отвертку (будет испорчена кромка половин) или ударять по выступающим концам коленчатого вала (в этом случае можно не только погнуть шатун, но и нарушить балансировку коленчатого вала).

И последнее, выпрессовывая коренные подшипники из левой половины картера, помните, что правый подшипник с сальником и корпусом можно выбить внутрь, а левый с внутренней стороны удерживается стопорным кольцом, и, чтобы выпрессовать его наружу, надо вынуть кольцо.

Какова нормальная температура картера двигателя? Иногда до него нельзя дотронуться рукой.

При работе двигателя картер нагревается достаточно сильно, особенно летом. Температура может достичь 80—90 и больше градусов. Естественно, что об него можно обжечься. Однако нагрев картера не сказывается на эксплуатации мотороллера.

Выключаются передачи сразу, а вот для включения приходится несколько раз ударять ногой. Как устранить это явление?

Действительно, при длительной эксплуатации такие случаи иногда наблюдаются. Внешним признаком служит перекос педали двуплечего рычага, когда педаль касается настила. Чтобы избавиться от этого явления, прибегают к регулировке тяги переключения передач. Для этого отверните контргайку 2 (рис. 4), удалите шплинт 4 и выньте стержень 3 из отверстия рычага 5.

 

Тяга переключения передач: 1 — стержень; 2 — контргайка; 3 — стержень; 4 — шплинт; 5 — рычаг

Рис. 4. Тяга переключения передач: 1 — стержень; 2 — контргайка; 3 — стержень; 4 — шплинт; 5 — рычаг

 

Регулируют длину тяги навинчиванием на стержень 1 втулки стержня 3 или свинчиванием. Предварительно надо установить педали рычага на одном уровне.

В. КАМЕРИЛОВ, инженер




1967N08P20-21









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua