Дублирующее управление на мотоцикле

Мотоциклом управляют двое

 

 

Слово преподавателю

Программа подготовки водителей мотоциклов почти половину времени, предназначенного на вождение, отводит для езды по дорогам и в городских условиях. И это закономерно: мало овладеть приемами управления мотоциклом и уметь пройти «восьмерку» или «змейку» — мотоциклист должен до конца постичь азбуку движения по улицам с многорядным движением, проезда перекрестков, научиться безопасному выполнению поворотов, обгонов, перестроений и т. п.

Понятно, что такие учебные занятия должны проводиться в реальной обстановке, на улицах с интенсивным движением. А вот это практикуется далеко не всегда. Инструктор часто просто опасается выпускать ученика в плотный транспортный поток на обычной машине. И его опасения, конечно, имеют основания: хотя выезд на улицы и дороги следует только за приобретением достаточных навыков вождения, в сложной обстановке новичок за рулем может растеряться, принять неправильное решение. Как уберечь его от ошибок? Как и здесь добиться полной безопасности?

Ответ очевиден и прост: нужны учебные мотоциклы, то есть машины, оборудованные дублирующим управлением. О таких приспособлениях мы и хотим рассказать.

 

Схема дублирующего управлення учебного мотоцикла М-72

Схема дублирующего управлення учебного мотоцикла М-72: 1 — вал; 2 — подшипник вала; 3 — рама бокового прицепа; 4 — центральный рычаг; 5 — рычаг сцепления; 6 — тормозной рычаг; 7 — скоба; 8 — педаль ножного тормоза; 9— трос дополнительного привода сцепления; 10 — трос сцепления; 11 — кронштейн; 12 — барашек; 13 — рычаг выключения сцепления.

 

Дублирующее управление (см. рисунок), которым мы оборудовали мотоциклы М-72 с боковым прицепом, легко изготовить в любом низовом коллективе ДОСААФ без применения дефицитных материалов и деталей. Оно включает в себя дополнительный привод на тормоз заднего колеса мотоцикла и механизм сцепления.

Основой привода тормоза является вал 1, концы которого имеют квадратные головки. На них устанавливаются центральный 4 и тормозной 6 рычаги. Эти детали закрепляются на валу болтами. Можно применить и другой способ крепления, доступный в местных условиях, вплоть до сварки. Тормозной рычаг входит в скобу 7 педали 8 ножного тормоза. Вал вращается в двух скользящих подшипниках 2. Подшипники стальные, разъемные: нижняя половина — основание — приваривается к раме бокового прицепа, верхняя — крышка — привертывается двумя болтами к основанию и удерживает вал. Подшипниковые шейки вала проточены, чтобы устранить его осевое смещение.

Привод сцепления состоит из рычага 5 и троса 9 дополнительного привода сцепления. Трос помещен в гибкую оболочку.

Работа дублирующего управления сводится к следующему. При необходимости исправить ошибку учащегося инструктор правой рукой выжимает рычаг 5 и через трос 9 перемещает рычаг 13 выключения сцепления — сцепление выключается, разъединяя коленчатый вал двигателя с коробкой передач. Если эта мера окажется недостаточной, то следующим движением инструктор может включить тормоз. Для этого надо лишь потянуть рычаг 4 на себя — вал 1 и тормозной рычаг 6 повернутся против часовой стрелки, тормозной рычаг надавит на скобу 7 и нажмет педаль ножного тормоза.

Такое дублирующее управление работает надежно и безотказно. Оно помогает улучшить подготовку мотоциклистов и повышает безопасность обучения. Наконец, и это тоже немаловажно, уменьшается износ материальной части и расход топлива.

А. АБРАМОВ, преподаватель Института физической культуры им. Лесгафта

Ленинград

 

 

просто и оригинально решили проблему дублирующего управления на мотоцикле-одиночке наши чехословацкие друзья

От редакции. Взгляните теперь на фото. Оно не требует особых пояснений. Так просто и оригинально решили проблему дублирующего управления на мотоцикле-одиночке наши чехословацкие друзья. Второй руль, укрепленный на бензобаке, связан с основным двумя штангами. Не пригодится ли такая конструкция и нашим курсам по подготовке мотоциклистов?




 

1966N05P29








Связь с администрацией: [email protected]