Зимняя обувь мотоцикла

О подготовке к гонкам на ледяной дорожке

 

Зимняя обувь мотоцикла

Мотогонки по ледяной дорожке стали у нас традиционными соревнованиями. Интерес к ним возрос еще более с тех пор, как в этом виде мотоспорта стало разыгрываться первенство страны. Сегодня много сильных гонщиков по льду имеют «автомотоклубы Москвы, Уфы, Ижевска и других городов. В состоявшихся в этом году международных соревнованиях на кубок «Дружба народов» мы на равных выступали с такими многоопытными спортсменами, как гонщики Швеции и Финляндии, — стран, где подобные состязания проводятся уже десятки лет.

Наши первые успехи могли быть еще более значительными, если бы не недочеты и ошибки в подготовке мотоциклов к этим своеобразным и сложным соревнованиям.

Известным тормозом в развитии гонок на льду является отсутствие у нас специальных мотоциклов отечественного производства. Необходимость переоборудования для этих целей уже имеющихся в нашем распоряжении машин ставит перед спортсменом много различных вопросов, на которые не всегда сразу можно найти правильные ответы.

В связи с этим мне хотелось бы поделиться опытом подготовки мотоцикла класса до 350 см3 к таким состязаниям.

* * *

Любому начинающему спортсмену известно, что для мотогонок на льду колеса мотоцикла следует оснастить шипами. Но каким при этом следовать правилам и нормам? Какое требуется количество шипов? Каков должен быть размер их и порядок установки? Наконец, какой способ крепления шипов считать наилучшим?

Для соревнований на льду лучше всего изготовить точеные стальные шипы и затем закалить их. Размеры шипа выбираются с учетом расположения колеса (переднее или заднее) и состояния льда. Длина выступающей части шипа не должна превышать 30 мм. Причем по сырому и мягкому льду желательны шипы длиной 28—30 мм, а по твердому и жесткому льду — 24—26 мм. Более высокие шипы на твердом льду не обеспечивают нужной устойчивости мотоцикла. Наивыгоднейший диаметр шипов — 8 мм. Длина ножки шипа для передних покрышек — 14 мм, а задних — 17, так как слой корда у последних толще.

Какое необходимо количество шипов? Я перепробовал множество вариантов и пришел к следующему выводу: на колесах должно быть 130—140 шипов.

Шипы следует устанавливать в строго определенном, точнее в шахматном порядке. Делается это так.

Первоначально следует срезать рельеф протектора покрышки. Затем по левой стороне ее установить в шахматном порядке два ряда так называемых рабочих шипов с расстоянием между шипами 35 мм. Первый ряд устанавливается по второй канавке рисунка протектора, а второй через 10 мм от нее. При таком порядке вы установите на покрышку 3,25—19" около 64 шипов и 2,75—23" — около 70.

По средней линии покрышки и справа от нее ставят еще два ряда так называемых стартовых шипов, с тем же расстоянием между шипами, но несколько большим между рядами — 25 мм. На фото вы видите такое колесо в сборе.

При более частой установке шипов покрышка теряет нужную эластичность, нарушается устойчивость мотоцикла, падает его приемистость.

Прежде я одинаково шиповая и правую и левую сторону покрышки. Но сейчас отказался от этого. Гонщик все время клонит машину в левую сторону, поэтому нет особой надобности в равномерном распределении шипов, которые, как известно, утяжеляют машину, снижают ее скорость.

Для использования в зависимости от состояния льда желательно иметь два комплекта зашипованных покрышек. Отверстия под шипы можно сверлить или прожигать.

Каким способом крепить шипы? До последнего времени я расклепывал ножку шипа, ставя с наружной и внутренней стороны покрышки по одной стальной шайбе диаметром 25 мм и толщиной 2—2,2 мм. Этот способ прост и надежен, но с износом или повреждением покрышки ее приходится выбрасывать вместе с шипами.

 

Точеный стальной шип и способ его крепления

Точеный стальной шип и способ его крепления.

 

Поэтому более целесообразным следует признать шипы с резьбовой нарезкой М8Х1.0 и круглой гайкой крепления, расположенной сверху. Они сложнее в изготовлении, но упрощают процесс установки и могут быть перемонтированы при надобности. Шипы подобного устройства демонстрировали на последних соревнованиях шведские и финские гонщики (см. журнал «За рулем» № 4, 1960, стр. 16).

При любом способе установки шипов под шайбы с внутренней стороны покрышки желательно подложить полосу брезента или другой плотной ткани, а между камерой и покрышкой поставить резиновую ленту.

Несколько слов об отдельных конструктивных изменениях мотоциклов для гонок по льду.

Изыскать возможность для максимального уменьшения веса мотоцикла — важный фактор в подготовке машины к соревнованиям. Уже успешно выдержали проверку легкие ограждения колес вместо тяжелых крыльев-щитков, маленькие топливные баки, рассчитанные для запаса топлива лишь на полуторакилометровую дистанцию. Дальнейшим шагом в этом направлении было бы применение облегченных рам. Но таких рам пока нет. К новому спортивному сезону некоторые наши мотогонщики, в том числе и автор этой статьи, пробуют самостоятельно изготовить облегченные рамы с еще большей жесткостью конструкции благодаря применению спаренных цельнотянутых трубок диаметром 18—20 мм) и с большим углом наклона передней вилки, что дает возможность ниже установить руль, улучшить устойчивость мотоцикла.

 

Установка шипов на заднем (слева) и переднем колесах мотоцикла.

Установка шипов на заднем (слева) и переднем колесах мотоцикла.

 

Кстати о руле. Широкий руль мешает гонщику. На сравнительно узких дорожках стадионов, где проводятся гонки на льду, такой руль создает опасность столкновений. Кроме того, он не позволяет спортсмену дать машине больший наклон при прохождении поворотов, что очень важно. Рекомендуется поэтому руль обрезать так, чтобы его длина не превышала 700 мм.

Расстояние от конца ограждения колес до поверхности льда точно определено правилами. У переднего колеса оно составляет 150 мм, у заднего — 100 мм.

Заднее колесо мотоцикла должно иметь защитную дугу, которая крепится к щитку и раме, и предохраняет колесо от ударов при возможных столкновениях на виражах.

Вот то, чем я хотел поделиться с молодыми спортсменами. Я ничего не сказал о повышении мощности двигателя, .но об этом в журнале и в других изданиях уже достаточно написано.

Дальнейшие успехи мотогонок на льду зависят от того, как скоро будут созданы специально предназначенные для этого машины или переоборудованы существующие. Многое уже делается самими спортсменами, но это не выход из положения. Пора наладить массовое производство шипов, облегченных рам, защитных приспособлений для колес и другого оборудования.

Г. ПЛЕШАКОВ, мастер спорта, чемпион СССР по мотогонкам на льду.




1960N09P14-15








Связь с администрацией: [email protected]