Вопросы по ирбирским мотоциклам

Тем, кто ездит на ирбитских мотоциклах

 

 

Переписка с мотолюбителями, которую ведут заводские работники, свидетельствует о том, что наибольшие трудности вызывают вопросы, ответы на которые не найдешь в инструкции. Многие просят назвать номер или ГОСТ того или иного подшипника или сальника. Мы приводим их на рис. 1.

 

Подшипники и сальники, и их номера по каталогу

Рис. 1. Подшипники и сальники, и их номера по каталогу

 

Часто спрашивают, каким должен быть нормальный зазор в цилиндро-поршневой группе. Не разбираясь в существе дела, многие не совсем правильно подбирают и покупают необходимые для ремонта двигателя запасные части.

 

 

Разбивка деталей на четыре группы: «а» — места нанесения цветового индекса; «ч» — черный; «з» — зеленый; «б» — белый; «к» — красный

Рис. 2. Разбивка деталей на четыре группы: «а» — места нанесения цветового индекса; «ч» — черный; «з» — зеленый; «б» — белый; «к» — красный

 

Надо знать, что изготовленные на заводе детали для удобства подбора нужной посадки в сопряжении специально маркируют либо краской (цветовой индекс), либо цифрами (цифровой индекс). Этими индексами условно обозначается действительный размер готовой детали. Цветовыми индексами маркируются: верхняя головка шатуна, поршневой палец, бобышки поршня (под палец). На рис. 2 наглядно показана разбивка деталей по размерам в пределах поля допуска (через каждые 3 мк) на четыре группы, обозначаемые соответственно черной («ч»), зеленой («з»), белой («б») и красной («к») красками. Причем разбивка по размерам сделана таким образом, что, подбирая детали одного цветового индекса, мы автоматически получим необходимый зазор (или натяг) в соединении. Так, в соединении поршневой палец — шатун (в каждой группе) обеспечивается обязательный (нормальный) зазор в пределах от 0,004 до 0,010 мм.

В соединении палец — бобышки поршня в каждой группе деталей обеспечивается (должен быть обязательно) натяг от 0,004 до 0,010 мм. В этом легко убедиться, если подсчитать величину натяга, пользуясь данными рис. 2.

Нормальный зазор между юбкой поршня и цилиндром 0,08 — 0,10 мм.

 

Три группы поршней и цилиндров. Замеры делают на поясе «а»

Рис. 3. Три группы поршней и цилиндров. Замеры делают на поясе «а»

 

Чтобы удобнее было подбирать этот зазор, размеры поршней и цилиндров также разбивают в пределах поля допуска на три группы, через каждые 10 мк, как показано на рис. 3.

Диаметр юбки поршня замеряют обязательно в направлении, перпендикулярном оси бобышек (место замера указано на рисунке), и результаты замера в виде цифрового индекса (например, 77,92 и т. д.) выбивают на его днище.

Цифровой индекс цилиндра (0,1; 0,2; 0,3) выбивается на верхнем торце цилиндра (возле сливной трубки).

Чтобы закончить с этим вопросом, приведем размеры ремонтных поршней и цилиндров. Нужно помнить, что завод изготовляет поршни первого, второго и третьего ремонтных размеров, к которым необходимо покупать соответствующие ремонтные кольца.

Поршни первого ремонтного размера полнее нормального на 0,2 мм (диаметр 78,2 -0,060 -0,090 мм), второго — на 0,5 мм (диаметр 78,5 -0,060 -0,090 мм), третьего — на 1 мм (диаметр 79 -0,060 -0,090 мм).

Бывшие в употреблении цилиндры соответственно растачивают под поршень первого ремонтного размера до диаметра 78,2 + 0,03, второго — до 78,5 + 0,03 и третьего — до 79 +0,03.

Зазор в ремонтной парс также нужно подбирать о пределах от 0,08 до 0,10 мм.

Поршни и цилиндры тяжелых мотоциклов выдерживают длительную эксплуатацию. Ставить новый поршень нужно только в том случае, если это действительно необходимо. Основанием для такой замены будет служить стук поршня, не исчезающий на прогретом двигателе. Это симптом того, что поршень изношен.

Владельцев мотоциклов «Урал» интересует, с какого времени на двигатели Ирбитского мотозавода устанавливаются клапаны со стержнем диаметром 8 мм и можно ли их ставить на двигатели машин, выпущенных ранее (М61, М62) с клапанами, имеющими стержень диаметром 7,5 мм.

Новые клапаны устанавливаются на верхнеклапанные двигатели с февраля 1963 года. Их вполне можно применить и на старой головке, бывшей в эксплуатации. Для этого необходимо осторожно развернуть направляющую клапана (в головке цилиндра) до диаметра мм.

Затем притереть клапаны (о том, как это делается, достаточно подробно рассказано в журнале «За рулем» № 6 за 1966 г.).

Часто спрашивают, какой номер по каталогу присвоен той или иной детали.

Пользуясь схемой (см. рис. 1), на которой приведены номера всех подшипников и сальников, владельцы машин могут сориентироваться в подборе необходимой детали и заказать ее через Посылторг.

А. ХАЛТУРИН, заместитель главного конструктора завода

г. Ирбит

 



1967N01P26-27









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua