Подшипники для коленвала Явы
-
- ньюб
- Повідомлень: 2
- З нами з: 08 березня 2014, 12:50
- Мотоцикл: JAWA 634-7-01
- Дякував (ла): 0
- Подякували: 8 разів
- Контактна інформація:
Подшипники для коленвала Явы
Всем здравствуйте!
Про подшипники для коленвала JAWA мод. 360/634/638.
Эта тема является дочерней темой от темы "Перепрессовка коленвала или как правильно выбрать запы?".
Ну что, поехали!
Подшипники мотылёвых шеек:
(они же - игольчатые сепараторы НГШ)
№ Brand Number
1.1. NTN K22X29X16 (Цена от 50 до 110 грн./шт.) Такие рекомендует устанавливать Романюк Олег Николаевич совместно с завтуленными шатунами в сине-белых коробочках. По его словам, - это наилучшая комбинация.
1.2. SNR K22X29X16 (по идее, аналогичные 1.1., т.к. изготавливаются одной компанией)
2.1. INA K22X29X16 (такие устанавливал завод JAWA)
2.2. FAG K22X29X16 (по идее, аналогичные 2.1., т.к. изготавливаются одной компанией)
3.0. SKF K22X29X16 (цена около 115 грн./шт.)
4.0. IKO KT222916 (цена около 60 грн./шт.) Согласно Олегу Николаевичу, эти подшипники - слишком широкие - надо растачивать дистанционные шайбы. Но нет информации, что "эти" подшипники были именно KT222916, возможно, были KT222917, потому и слишком широкие.
5.0. NSK FWF222916 (нет сведений)
Относительно брендов: гуру по игольчатым подшипникам считается немецкая INA (не зря завод JAWA их ставил), второе место японская IKO.
Подшипники коренных шеек:
!!!!! Подшипники с защитными кольцами устанавливать нельзя (кольца надо удалить): консистентную смазку "выпрет", а масло-бензиновая смесь будет поступать в дефиците, таким образом, подшипник выйдет из строя.
Олег Николаевич рекомендует покупать подшипники с защитными кольцами (аргументируя это тем, что закрытые - качественнее. Я с этим не согласен.), но перед их установкой снимает защитные кольца, т.е. ставит в открытом виде (снимает - правильно делает, см. выше). По моему, это излишняя переплата, т.к. закрытые - значительно дороже. Причем, заграничные закрытые двумя металлическими кольцами (обозначаются ...-2Z) дороже своих открытых собратьев на 10 грн./шт., а заграничные закрытые двумя резино-металлическими кольцами (обозначаются ...-2RS) дороже, соответственно, на 20 грн./шт.
В таком случае, правильным решением будет купить за те же деньги, что за закрытые - более качественные открытые подшипники, чем платить дополнительно за защитные кольца, которые все равно удаляются.
Относительно радиального зазора:
!!!!! На коренные шейки устанавливать исключительно подшипники с увеличенным радиальным зазором "C3" (согласно ISO) или "7-й группы" (согласно ГОСТ).
Почему с увеличенным радиальным зазором? - Потому что, благодаря увеличенному зазору, происходит компенсация расширения в условиях работы при повышенной температуре (коленвал и картер нагреваются). При установке подшипника с нормальным зазором - велика вероятность выхода его из строя, т.к. при повышенной температуре зазор исчезает и возникает напряженное состояние, создавая дополнительную нагрузку, которая приводит к перегреву, как следствие - подшипник сгорит ("посинеет").
Таким образом, правильное обозначение заграничных*** подшипников коренных шеек:
- для мод. 360/634: 6305 С3 и 6306 С3;
- для мод. 638: 6305 С3, 6206 С3 и 3205 С3.
Для тех кто желает поставить советские или новодельные отечественные, правильное обозначение ГОСТовских*** подшипников коренных шеек:
- для мод. 360/634: 70-305 и 70-306;
- для мод. 638: 70-305, 70-206 и 70-3056205, в соответствии с нижеприведенными данными.
***Соответствие классов точности ГОСТ и ISO
***Соответствие групп радиального зазора ГОСТ и ISO
!!!!! Особое внимание надо обратить на центральную коренную шейку - туда надо устанавливать подшипники как можно качественнее, т.к. в случае выхода их из строя, заменить их будет - непросто. На боковые шейки можно менее качественные - проще замена. Но в любом случае, на подшипниках для коренных шеек экономить не стоит: коленвал - уж очень ответственная деталь.
Относительно брендов: мировыми лидерами по шарикоподшипникам считаются шведский SKF, немецкий FAG, японская NSK. Подробнее здесь.
Всем удачи и оригинальных подшипников!
Про подшипники для коленвала JAWA мод. 360/634/638.
Эта тема является дочерней темой от темы "Перепрессовка коленвала или как правильно выбрать запы?".
Ну что, поехали!
Подшипники мотылёвых шеек:
(они же - игольчатые сепараторы НГШ)
№ Brand Number
1.1. NTN K22X29X16 (Цена от 50 до 110 грн./шт.) Такие рекомендует устанавливать Романюк Олег Николаевич совместно с завтуленными шатунами в сине-белых коробочках. По его словам, - это наилучшая комбинация.
1.2. SNR K22X29X16 (по идее, аналогичные 1.1., т.к. изготавливаются одной компанией)
2.1. INA K22X29X16 (такие устанавливал завод JAWA)
2.2. FAG K22X29X16 (по идее, аналогичные 2.1., т.к. изготавливаются одной компанией)
3.0. SKF K22X29X16 (цена около 115 грн./шт.)
4.0. IKO KT222916 (цена около 60 грн./шт.) Согласно Олегу Николаевичу, эти подшипники - слишком широкие - надо растачивать дистанционные шайбы. Но нет информации, что "эти" подшипники были именно KT222916, возможно, были KT222917, потому и слишком широкие.
5.0. NSK FWF222916 (нет сведений)
Относительно брендов: гуру по игольчатым подшипникам считается немецкая INA (не зря завод JAWA их ставил), второе место японская IKO.
Подшипники коренных шеек:
!!!!! Подшипники с защитными кольцами устанавливать нельзя (кольца надо удалить): консистентную смазку "выпрет", а масло-бензиновая смесь будет поступать в дефиците, таким образом, подшипник выйдет из строя.
Олег Николаевич рекомендует покупать подшипники с защитными кольцами (аргументируя это тем, что закрытые - качественнее. Я с этим не согласен.), но перед их установкой снимает защитные кольца, т.е. ставит в открытом виде (снимает - правильно делает, см. выше). По моему, это излишняя переплата, т.к. закрытые - значительно дороже. Причем, заграничные закрытые двумя металлическими кольцами (обозначаются ...-2Z) дороже своих открытых собратьев на 10 грн./шт., а заграничные закрытые двумя резино-металлическими кольцами (обозначаются ...-2RS) дороже, соответственно, на 20 грн./шт.
В таком случае, правильным решением будет купить за те же деньги, что за закрытые - более качественные открытые подшипники, чем платить дополнительно за защитные кольца, которые все равно удаляются.
Относительно радиального зазора:
!!!!! На коренные шейки устанавливать исключительно подшипники с увеличенным радиальным зазором "C3" (согласно ISO) или "7-й группы" (согласно ГОСТ).
Почему с увеличенным радиальным зазором? - Потому что, благодаря увеличенному зазору, происходит компенсация расширения в условиях работы при повышенной температуре (коленвал и картер нагреваются). При установке подшипника с нормальным зазором - велика вероятность выхода его из строя, т.к. при повышенной температуре зазор исчезает и возникает напряженное состояние, создавая дополнительную нагрузку, которая приводит к перегреву, как следствие - подшипник сгорит ("посинеет").
Таким образом, правильное обозначение заграничных*** подшипников коренных шеек:
- для мод. 360/634: 6305 С3 и 6306 С3;
- для мод. 638: 6305 С3, 6206 С3 и 3205 С3.
Для тех кто желает поставить советские или новодельные отечественные, правильное обозначение ГОСТовских*** подшипников коренных шеек:
- для мод. 360/634: 70-305 и 70-306;
- для мод. 638: 70-305, 70-206 и 70-3056205, в соответствии с нижеприведенными данными.
***Соответствие классов точности ГОСТ и ISO
***Соответствие групп радиального зазора ГОСТ и ISO
!!!!! Особое внимание надо обратить на центральную коренную шейку - туда надо устанавливать подшипники как можно качественнее, т.к. в случае выхода их из строя, заменить их будет - непросто. На боковые шейки можно менее качественные - проще замена. Но в любом случае, на подшипниках для коренных шеек экономить не стоит: коленвал - уж очень ответственная деталь.
Относительно брендов: мировыми лидерами по шарикоподшипникам считаются шведский SKF, немецкий FAG, японская NSK. Подробнее здесь.
Всем удачи и оригинальных подшипников!
Востаннє редагувалось 10 березня 2014, 10:05 користувачем Mr.Gennadiy, всього редагувалось 1 раз.
- За це повідомлення автора Mr.Gennadiy подякували (всього 8):
- Аркад108 • route 66 • lunahod • зовсім • kiselandrew • Dr_Hammer • student1609 • валико
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
от себя добавлю:
-более качественные с сальниками??? бред))))закрытый китай качественней открытого другого импортного???
-с3 -это перестраховка. без с3 абсолютно ничего не случится. и не случалось. картера и наружная обойма подшипника расширяются "наружу", не "вовнутрь"! расширение внутренней обоймы меньше, чем наружной. то есть зазор в подшипнике при нагреве все равно увеличивается. это из практики. проблема может возникнуть(и то далекооооооо не факт!), если картера первый раз расколоты, и цапфы кв в идеале, либо заменены. в этом случае однозначно стоит перестраховаться. но как показывает практика, подшипники не синеют, даже "зажатые" между хорошим картером и цапфой +0.03мм.
на счет "закрытых" подшипников. я не утверждаю, я просто даю пищу для размышлений. колесные подшипники, закрытые, на мотоциклах и машинах, ходят, и не требуют смазки топливно-масляной смесью. почему в двигателе он ходить не будет? неоднократно приходили движки и кв на ремонт, в которых стояли закрытые подшипники. выковыряв сальники, всегда убеждался, что топливно-масляная смесь там присутствует. впрочем как и литол. ничего страшного с подшипниками не случалось. пы.сы. естественно, я ставлю только открытые.
-более качественные с сальниками??? бред))))закрытый китай качественней открытого другого импортного???
-с3 -это перестраховка. без с3 абсолютно ничего не случится. и не случалось. картера и наружная обойма подшипника расширяются "наружу", не "вовнутрь"! расширение внутренней обоймы меньше, чем наружной. то есть зазор в подшипнике при нагреве все равно увеличивается. это из практики. проблема может возникнуть(и то далекооооооо не факт!), если картера первый раз расколоты, и цапфы кв в идеале, либо заменены. в этом случае однозначно стоит перестраховаться. но как показывает практика, подшипники не синеют, даже "зажатые" между хорошим картером и цапфой +0.03мм.
на счет "закрытых" подшипников. я не утверждаю, я просто даю пищу для размышлений. колесные подшипники, закрытые, на мотоциклах и машинах, ходят, и не требуют смазки топливно-масляной смесью. почему в двигателе он ходить не будет? неоднократно приходили движки и кв на ремонт, в которых стояли закрытые подшипники. выковыряв сальники, всегда убеждался, что топливно-масляная смесь там присутствует. впрочем как и литол. ничего страшного с подшипниками не случалось. пы.сы. естественно, я ставлю только открытые.
- За це повідомлення автора student1609 подякував:
- Aleks1978
- валико
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1109
- З нами з: 13 липня 2012, 21:49
- Мотоцикл: MZ ETZ250
- Звідки: Мерефа Харьковской обл.
- Дякував (ла): 246 разів
- Подякували: 128 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Немного поправлю, подшипники с увеличенным радиальным зазором ( C3 ) ставятся не для компенсации теплового расширения, а по тому, что посадка на цапфу и в картер плотная( на горячо ), соответственно внутреннюю обойму распирает, а наружную сжимает. Но, как сказано выше и подтверждено практикой, обычные подшипники ходят без проблем и точно не синеют от перегрева. Ресурс только может быть меньше.
- За це повідомлення автора валико подякували (всього 2):
- route 66 • student1609
Ich fahre eine,ich repariert eine
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 2423
- З нами з: 01 березня 2012, 22:23
- Мотоцикл: ыыы
- Звідки: ыыы
- Дякував (ла): 10 разів
- Подякували: 239 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Был случай не у меня, человек поставил не С3 на yz кажется, не помню уже, на какой-то 2Т 250 и у него заклинило. Это реальный случай, он потом пытался понять в чем дело, и по незнанию влепил обычные новые качественные, но не С3.
Это я к тому что от 5500 оборотов и до 9000 этот самый C3 и решает эту проблему.
Закрытые или открытые? Я не изобретаю велосипед и не экспериментирую, потому что дорого, просто делаю тупо по мануалу.
- archerix
- Старая гвардия
- Повідомлень: 4665
- З нами з: 05 лютого 2011, 18:42
- Мотоцикл: Ява 638
- Звідки: Киев
- Дякував (ла): 0
- Подякували: 155 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
По-моему, к Яве это уже не относится Хотя када потрошили движок, подшипники купил с С3, на всякий.
Пусто
- JUK
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1653
- З нами з: 13 березня 2011, 11:45
- Мотоцикл: JAWA 638
- Дякував (ла): 66 разів
- Подякували: 159 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Очень , очень нехорошую пищу ты даёш .student1609 писав: ↑01 серпня 2018, 01:08 на счет "закрытых" подшипников. я не утверждаю, я просто даю пищу для размышлений.
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
верное замечание, кроме ресурса.валико писав: ↑01 серпня 2018, 15:19 Немного поправлю, подшипники с увеличенным радиальным зазором ( C3 ) ставятся не для компенсации теплового расширения, а по тому, что посадка на цапфу и в картер плотная( на горячо ), соответственно внутреннюю обойму распирает, а наружную сжимает. Но, как сказано выше и подтверждено практикой, обычные подшипники ходят без проблем и точно не синеют от перегрева. Ресурс только может быть меньше.
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
это всего лишь случай, а не закономерность. в противовес твоему случаю раскажу свой, полугодичной давности: разобрал двигатель, а там в хорошей посадке в картере(на кв) сидит двухрядный 3205 без с3, еще и напрессованый на новую цапфу кв +3 сотки, при том, что сотка в таком узле -это уже много. и ниче не згорело и не посинело.MAXDZ писав: ↑01 серпня 2018, 20:50Был случай не у меня, человек поставил не С3 на yz кажется, не помню уже, на какой-то 2Т 250 и у него заклинило. Это реальный случай, он потом пытался понять в чем дело, и по незнанию влепил обычные новые качественные, но не С3.
Это я к тому что от 5500 оборотов и до 9000 этот самый C3 и решает эту проблему.
Закрытые или открытые? Я не изобретаю велосипед и не экспериментирую, потому что дорого, просто делаю тупо по мануалу.
я тоже не изобретаю, я просто вскрываю чужие двигателя, и наблюдаю))) наблюдаю всякое: китайские запчасти, пиленые болгаркой коробки, вареные вилочки, криво расточеные поршневые, самодельные поршня, ну и закрытые подшипники тоже.
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 2423
- З нами з: 01 березня 2012, 22:23
- Мотоцикл: ыыы
- Звідки: ыыы
- Дякував (ла): 10 разів
- Подякували: 239 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Привел реальный пример, когда разница между обычным и С3 "дала результат".
Закономерности такие собирать будет очень не кисло стоить.
Кроилово ведет к попадалову, лучше сразу поставить что нужно и спокойно ездить в любом темпе.
- валико
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1109
- З нами з: 13 липня 2012, 21:49
- Мотоцикл: MZ ETZ250
- Звідки: Мерефа Харьковской обл.
- Дякував (ла): 246 разів
- Подякували: 128 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Практика и примеры - это одно. Но лучше следовать мануалу, тогда будет гарантия работоспособности узла!
Ich fahre eine,ich repariert eine
- Vvv
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1600
- З нами з: 05 серпня 2014, 16:24
- Мотоцикл: А́льфа 110
- Звідки: Киев
- Дякував (ла): 49 разів
- Подякували: 127 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Так вся хитрость в том , что , мануал , каждый , понимает по своему
- XedoX
- уважаемый
- Повідомлень: 519
- З нами з: 28 січня 2012, 21:34
- Мотоцикл: GS500E, Восход 3М, Рига-22
- Звідки: Київ
- Дякував (ла): 0
- Подякували: 30 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
В электродвигателях всегда С3, с чего бы это?!
Загробная жизнь начинается после 200 км/ч
- route 66
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1229
- З нами з: 14 серпня 2012, 09:27
- Мотоцикл: Jawa 350/634-8
- Звідки: Кременчуг
- Дякував (ла): 497 разів
- Подякували: 148 разів
- Контактна інформація:
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
это не разница, а совпадение.
я же говорю, я собираю эти закономерности на чужих примерах, и мне они ничего не стоят. да и тем людям тоже.
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 2423
- З нами з: 01 березня 2012, 22:23
- Мотоцикл: ыыы
- Звідки: ыыы
- Дякував (ла): 10 разів
- Подякували: 239 разів
- Контактна інформація:
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
моя десятилетняя практика показывает, что применение подшипников "не с3" никак не сказывается на качестве работы двигателя и его ресурсе. а думать по этому поводу можно все что угодно.
-
- тюнингрокер
- Повідомлень: 1480
- З нами з: 21 серпня 2012, 18:27
- Мотоцикл: иж-ю3 стрит
- Звідки: киев.обл
- Дякував (ла): 2 рази
- Подякували: 38 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
для 2т только с3, если брать другие то должен быть боковой люфт ,и посадка подшыпников не будет страдать
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 2423
- З нами з: 01 березня 2012, 22:23
- Мотоцикл: ыыы
- Звідки: ыыы
- Дякував (ла): 10 разів
- Подякували: 239 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Кто-то и шатуны варит, но это не значит что так надо )))
На ресурсе цпг не сказывается, но вот двигатель может "ниажидана" остановится и сказать, е.. сам, я устал.
На ресурсе цпг не сказывается, но вот двигатель может "ниажидана" остановится и сказать, е.. сам, я устал.
- валико
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1109
- З нами з: 13 липня 2012, 21:49
- Мотоцикл: MZ ETZ250
- Звідки: Мерефа Харьковской обл.
- Дякував (ла): 246 разів
- Подякували: 128 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Я бы сделал уточнение - для JAWA. По тому, что с посадками не всё так просто, имеет значение вращается наружное кольцо или внутреннее, нагрузка постоянная или переменная, тепловой режим постоянный или изменяется, вал полый внутри или цельный...student1609 писав: ↑02 серпня 2018, 20:36моя десятилетняя практика показывает, что применение подшипников "не с3" никак не сказывается на качестве работы двигателя и его ресурсе. а думать по этому поводу можно все что угодно.
Ich fahre eine,ich repariert eine
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
конечно нельзя, но если очень надо, то можно))) если все грамотно сделано, но ниче он не скажет.
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
давай на этом и остановимся, "для явы")))валико писав: ↑02 серпня 2018, 21:59Я бы сделал уточнение - для JAWA. По тому, что с посадками не всё так просто, имеет значение вращается наружное кольцо или внутреннее, нагрузка постоянная или переменная, тепловой режим постоянный или изменяется, вал полый внутри или цельный...student1609 писав: ↑02 серпня 2018, 20:36моя десятилетняя практика показывает, что применение подшипников "не с3" никак не сказывается на качестве работы двигателя и его ресурсе. а думать по этому поводу можно все что угодно.
-
- Старая гвардия
- Повідомлень: 895
- З нами з: 10 жовтня 2011, 10:19
- Мотоцикл: ява 350\638
- Звідки: харьковская обл.
- Дякував (ла): 128 разів
- Подякували: 16 разів
- Контактна інформація:
- route 66
- Старая гвардия
- Повідомлень: 1229
- З нами з: 14 серпня 2012, 09:27
- Мотоцикл: Jawa 350/634-8
- Звідки: Кременчуг
- Дякував (ла): 497 разів
- Подякували: 148 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Я хз зачем эти если да кабы? Если мануал рекомендует с3, то зачем что-то выдумовать. Они в продаже что те, что те есть и стоят одинаково +/-.
Ну а если на шару достались, то можно попробавать. Я от, например, центральный коленвала поставил без с3, т.к. он у меня уже был СКФ. Пожадничал так сказать. Если бы покупал, то брал бы такой какой нужно
Ну а если на шару достались, то можно попробавать. Я от, например, центральный коленвала поставил без с3, т.к. он у меня уже был СКФ. Пожадничал так сказать. Если бы покупал, то брал бы такой какой нужно
- archerix
- Старая гвардия
- Повідомлень: 4665
- З нами з: 05 лютого 2011, 18:42
- Мотоцикл: Ява 638
- Звідки: Киев
- Дякував (ла): 0
- Подякували: 155 разів
- Контактна інформація:
Re: Подшипники для коленвала Явы
Может, разгадка в том, что с момента написания оригинального мануала качество подшипников несколько выросло и теперь в явовских условиях вполне справляются и обычные приличной фирмы?
Пусто
Хто зараз онлайн
Користувачі, які зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів