Мотороллер ТулицаЯ выбрал Тулицу
«Тулица» — единственный выпускаемый в нашей стране представитель семейства мотороллеров, к которым в последнее время вновь возрос интерес в мире. Его предшественники — «Тула—200М», а затем «Турист» завоевали среди поклонников этого транспортного средства добрую репутацию своей надежностью, выносливостью и хорошим качеством изготовления, что вообще характерно для изделий тульских мастеров. Все это вместе взятое предопределило наш выбор, когда мы подыскивали себе недорогую машину для повседневных деловых поездок и туристских пробегов на небольшие расстояния. И вот позади первый сезон, пора знакомства. Пробег около 10 000 километров немал для двухколесной машины. Во всяком случае, он позволяет сделать оценки и высказать некоторые замечания в адрес завода. В двигатель «Тулицы» по сравнению с «Туристом» было внесено много полезных изменений. Мощность его заметно поднялась. Причем при довольно высокой степени сжатия по-прежнему используется бензин марки А-76, и расход его практически не возрос. Для того чтобы передать большую мощность, в механизм сцепления добавили два диска — ведущий и ведомый. Однако это привело к тому, что сцепление на некоторых машинах «ведет», и даже тщательная регулировка, выполняемая по заводской инструкции, не устраняет этот недостаток. При включенной первой передаче и выжатом до упора рычаге выключения сцепления мотороллер тащит вперед, да и выключить передачу трудно. Особенно это неудобно при движении в городском потоке, когда часто приходится трогаться и останавливаться. Коробка передач тульских мотороллеров давно зарекомендовала себя как надежный, выносливый и прочный агрегат. Недаром ее используют даже на спортивных мотоциклах. При поездках на более или менее далекие расстояния по шоссе, где можно использовать накат, очень просится фиксированная нейтраль между третьей и четвертой передачами. Ее, правда, нетрудно сделать своими силами, когда по тем или иным причинам разобран двигатель. Для этого в фиксирующем диске, установленном на барабане переключения передач, достаточно выбрать напильником полукруглую выемку с радиусом, равным радиусу фиксатора. Расположена она должна быть на равном расстоянии от выемок, фиксирующих третью и четвертую передачи. Обработанную поверхность зашлифуйте мелкой шкуркой и снимите фаски. Теперь нейтраль будет включаться легким нажатием на педаль как с четвертой, так и с третьей передачи (подробно о сборке, регулировке и основных неисправностях коробки передач можно прочитать в ноябрьском номере «За рулем» за 1976 год). К ходовой части мотороллера претензий нет. Рама достаточно жесткая, хорошо работает подвеска, эффективны тормоза. Цепь надежно защищена от пыли и грязи герметичными резиновыми кожухами, контроль за ее натяжением несложен. Однако цепь служила бы дольше, если бы в трансмиссии, например, в ступице заднего колеса был предусмотрен демпфер, гасящий рывки в передаче, особенно вредные для цепи. Выбирая как средство транспорта мотороллер, мы, конечно, знали, что эта машина рассчитана на езду по шоссе. На грунтовых дорогах ей мешают главным образом два обстоятельства, о чем хотим предупредить мотолюбителей. Первое — способ крепления руля к рулевой колонке. От бокового удара при движении по проселку (как, впрочем, и при наезде на бордюрный камень) руль попросту сворачивается в сторону, и его приходится ставить на место, зажав переднее колесо между ногами, как это делают велосипе- Второе — глушитель, расположенный низко и выступающий далеко назад. При езде по проселку он быстро повреждается, теряет свой нарядный вид, начинает пропускать газы через соединения, из-за чего усиливается шум выпуска. Кроме того, довольно часто отворачивается болт, стягивающий глушитель, и хвостовик «отстреливает» назад с хлопком. Завод объясняет применение такого мотоциклетного глушителя тем, что это единственно возможный вариант, позволяющий получить заданную мощность. Все другие, более компактные — снижают ее. Так что владельцам «Тулицы» приходится мириться с этим. Хотя заводу, очевидно, стоит продолжить поиск. При своем габарите «Тулица» обладает слишком солидным для класса, к которому принадлежит, весом — 140 кг. Очевидный путь облегчения мотороллера — изготовлять такие детали, как переднее крыло, щит с настилом, капот, бензобак, не из металла, а из пластмассы, скажем, из стеклопластика. Такие детали, не не уступая металлическим в прочности, к тому же не боятся коррозии, а ремонт их при помощи эпоксидного клея и стеклоткани доступен любому мотоциклисту. Электрооборудование «Тулицы» уникально: 12-вольтовое, с мощным генератором, превращающимся при пуске двигателя в электростартер, которого пока нет ни в одном нашем мотоцикле. Питается система от двух аккумуляторных батарей, требующих, правда, более тщательного по сравнению с установленными на мотоцикле ухода. Раз в две недели рекомендуем проверять плотность электролита ареометром и при необходимо-мости подзаряжать аккумуляторы, а также следить за уровнем электролита в банках. С наступлением холодов нагрузка на батареи повышается, поэтому надо залить в коробку передач более жидкое, чем летом, масло и перед включением стартера несколько раз повернуть коленчатый вал двигателя кик-стартером. Для того чтобы предохранить аккумуляторный отсек от возможного повреждения электролитом, можно завернуть батареи в прочный полиэтиленовый пакет. Еще лучше подсоединить к газоотводам батарей хлорвиниловую трубку и вывести ее в подходящий пластмассовый флакон с пробкой, расположив его рядом с батареями. Собирающийся в емкости электролит можно потом выливать обратно в аккумуляторы. К сожалению, на «Тулице», как и на ее предшественниках, применяются устаревшие и неудобные переключатели, установленные на руле. Пора бы их заменить более совершенными устройствами, которыми комплектуют ныне ижевские мотоциклы. Неудобно расположен на мотороллере утолитель поплавка: доступ к нему возможен только после откидывания седла, а удлинитель бензокраника часто «убегает» под кожух, отчего открыть подачу бензина становится непросто. Чтобы облегчить доступ к ним, а заодно и к педали кик-стартера, можно предусмотреть в кожухе люк, как это делают некоторые владельцы «Тулицы». Те, кто озабочен более надежной защитой аккумуляторов двигателя и бензобака от злоумышленников (все защелки открываются обычной отверткой), самостоятельно ставят замки, запирающие седло и кожух. Один из вариантов такой переделки описан в июльском номере «За рулем» за 1980 год. Нужен мотороллеру и запирающийся руль. Устранение этих недостатков помогло бы стать «Тулице» удобнее в эксплуатации, проще в обслуживании, долговечнее. И, уверены, расширило бы круг поклонников тульского мотороллера, а значит и спрос на него. Л. ОВСИЕВИЧ, инженер
1984N03P24 |
Связь с администрацией: [email protected]