Неисправности, возникающие в процессе эксплуатации тяжелых мотоциклов

Тем, кто ездит на тяжелых мотоциклах

 


Отечественные тяжелые мотоциклы дорожного типа пользуются доброй славой у потребителей благодаря своей надежности, высокой мощности двигателя, хорошей проходимости.

И все-таки мотоциклистам иногда приходится сталкиваться с различными неисправностями, возникающими в процессе эксплуатации машин.

Рассмотрим некоторые неисправности тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевского заводов (М-72, М-72М, М-72Н, М-61, М-62 и К-750) и способы их устранения.

 

Неисправности ходовой части

Довольно часто водители жалуются на облом спиц колеса. Это вызывается обычно недостаточным или же, наоборот, чрезмерным натяжением отдельных спиц. Между тем они должны быть натянуты равномерно, что легко определить по звуку при их подтягивании.

При износе втулок задней подвески мотоциклов М-72 и М-61 их надо заменить новыми. Чтобы извлечь старую втулку, следует ввернуть в нее метчик М-27, а затем ударять молотком по штоку. Поспе того как новые втулки запрессованы. их одновременно разворачивают разверткой размером 25 мм.

Передняя вилка должна проворачиваться в головке рамы свободно, без заеданий. Не следует допускать ни люфта передней вилки, ни чрезмерной затяжки гайки стержня рулевой колонки, так как это приводит к порче подшипников (на обойме появляются вмятины).

Неисправность тормозов тяжелых мотоциклов вызывается либо замасливанием тормозных колодок от того, что сальники пропускают масло, либо износом накладок колодок тормоза. Поэтому тормозные барабаны, особенно у заднего колеса, не должны иметь задиров и рисок. Для повышения эффективности тормозов можно сделать запилы ножовкой на накладке колодки, как это показано на рис. 1.

 

Запилы на накладке тормозной колодки

Рис. 1. Запилы на накладке тормозной колодки

 

Неисправности двигателя и силовой передачи

Одной из довольно распространенных неисправностей является прогорание прокладки головки цилиндра вследствие слабой затяжки болтов. Поэтому ни в коем случае не следует затягивать болты на горячем двигателе. Нередко происходит и подгорание выхлопных труб. Причина этого — работа на бедной или богатой рабочей смеси, а также позднее зажигание.

Некоторые водители, стремясь уменьшить шум работы двигателя, отступают от заводской инструкции при регулировке клапанов и уменьшают до минимума зазор между толкателем и клапаном. Делать этого не следует, так как может произойти неплотная посадка клапана в гнездо, что, в свою очередь, ведет к перегреву двигателя и прогоранию клапана.

Многие жалуются на то, что двигатель мотоцикла К-750 сильно перегревается. Действительно, он более форсирован, чем двигатель мотоцикла М-72, и потому требует точного следования заводской инструкции при выборе горючего и масла, а в период обкатки — особо тщательного ухода, причем обкатку следует производить по более легкой трассе.

==

Применение для двигателей М-61 масел высокой вязкости (М1С или МК) недопустимо, так как оно вызывает нарушение работы клапанно-распределительного механизма, что, в конечном счете, влечет за собой выход двигателя из строя.

Обратите внимание на статью ... какое масло лить в двухтактные и четырехтактные двигатели

В которой есть замечание по поводу этого абзаца:

Необходимо отметить, что высказанный автором статьи совет не применять эти масла является ошибочным.

==

Нарушение нормальной работы муфты сцепления происходит из-за неисправности троса или заедания ползуна при выжиме сцепления. В случае возникновения такой неисправности прежде всего нужно проверить систему привода сцепления и, только убедившись в ее исправности, снять коробку передач и посмотреть, не поступает ли масло из картера.

Если фетровый сальник маховика пропускает масло, то сальник необходимо заменить или в крайнем случае подложить под него прокладку из проволоки толщиной 3 мм. Эта операция производится при помощи съемника (рис. 2), который необходим также для ряда других работ. Нужно следить за тем, чтобы закерновка наружного диска в шлицы винтов была произведена тщательно.

 

Универсальный съемник с набором приспособлений (слева направо): для снятия корпуса заднего подшипника, маховика, шестерен, сборки и разборки сцепления, выпрессовки коленчатого вала

Рис. 2. Универсальный съемник с набором приспособлений (слева направо): для снятия корпуса заднего подшипника, маховика, шестерен, сборки и разборки сцепления, выпрессовки коленчатого вала.

 

Бывает, что при выжиме сцепления появляется резкий металлический звук. Это объясняется выработкой отверстий промежуточного диска сцепления и не влечет за собой серьезных последствий.

Самопроизвольное выключение передачи свидетельствует о неисправности механизма ножного переключения коробки передач. Его можно отрегулировать с помощью винтов. Если же самопроизвольное включение происходит и при ручном выключении, то придется разбирать коробку и заменять вышедшие из строя детали (чаще всего кулачки и муфту). В тех случаях, когда снимают коробку передач на ирбитских мотоциклах выпуска 1957—1960 гг., имеет смысл заменить сапун на сапунную трубку, подняв ее на 30 мм.

Если при нажатии на рычаг ножного переключения не переключаются передачи, то, по всей вероятности, обломался зуб храповика; следует повернуть храповиковую муфту на 180 градусов. Если же после этого педаль не будет возвращаться в прежнее положение, значит, сломана возвратная пружина. Следует помнить, что втулка рычага ножного переключения изнашивается после 12—15 тысяч километров пробега. Надо также иметь в виду, что на мотоциклах последних выпусков Ирбитского завода (М-61 и М-62) установлены коробки с мелкошлицевым включением передач. Их детали отличаются от деталей прежних коробок и не подходят к ним.

При езде по асфальту можно использовать накат мотоцикла с помощью нейтральной передачи, расположенной между третьей и четвертой передачами. Для этого между ними нужно сделать углубление, как показано на рис. 3.

 

Углубление между канавками III и IV передач

Рис. 3. Углубление между канавками III и IV передач

 

В тех случаях, когда обнаруживается течь воротникового сальника, его повертывают на 180 градусов, укоротив спиральную пружину и пробив отверстие для стекания масла.

Опыт показывает, что жесткий шарнир кардана целесообразнее смазывать нигролом (через масленку), а не солидолом.

 

Неисправности электрооборудования

Основным источником электроэнергии является генератор. Неисправности в его работе могут возникнуть из-за того, что износились щетки или отпаялись их провода, либо концы проводов обмоток якоря отпаялись от пластин коллектора. В первом случае достаточно заменить щетки или припаять концы проводов, во втором — генератор придется разобрать. Отремонтированный генератор следует проверить, как показано на рис. 4.

 

Способ проверки генератора

Рис. 4. Способ проверки генератора

 

Бывает, что подвижное основание прерывателя при повороте в положение «рано» не возвращается назад под действием возвратной пружины. Для устранения этой неисправности прерыватель-распределитель следует разобрать и зачистить место заедания подвижного основания, а затем слегка смазать.

Реле-регулятор типа РР-31 зарекомендовал себя как очень надежный прибор, поэтому обычно нет необходимости вскрывать его. Когда же неисправность работы электрооборудования связана с реле, достаточно зачистить контакты реле обратного тока и регулятора. Если аккумулятор «кипит», то при помощи регулировочной гайки уменьшают натяжение пружины реле-регулятора, если же зарядный ток недостаточен и не обеспечивает все потребители (фары, габаритные фонари, сигнал и т. д.), то пружину следует подтянуть.

 

Прочие неисправности

Уход за системой управления мотоцикла сводится к периодической смазке тросов управления жидким маслом. Иногда в пути трос (чаще всего трос сцепления) обрывается. На этот случай хорошо иметь в запасе зажим такого типа, как в замке зажигания, который позволяет соединить трос в месте разрыва. На худой конец, можно использовать для этой цели зажимную клемму от заднего фонаря коляски.

 

Дополнительный сетчатый фильтр на бензокранике

Рис. 5. Дополнительный сетчатый фильтр на бензокранике

 

Для лучшей фильтрации бензина имеет смысл установить на бензокранике дополнительный сетчатый фильтр, показанный на рис. 5.

Мы остановились лишь на некоторых, большей частью не отмеченных в инструкции неисправностях. Для тех водителей тяжелых машин, которые более подробно интересуются этими вопросами, мы рекомендуем книгу М. Гинцбурга и С. Павлова «Эксплуатация и ремонт мотоциклов» (М. Машгиз, 1956) и книгу А. Позднякова «Мотоцикл К-750» (Киев, Машгиз, 1961).

Г. ЖЕМОЧКИН, механик.





1962N09P22-23








Связь с администрацией: [email protected]