Выбор масла

Какое масло лить в двухтактные и четырехтактные двигатели

 

 

Группа мотоциклистов, заночевавших на лесной стоянке около озера Рица вела обычный разговор о машинах. У двигателя мотоцикла М-62 после пробега в 20000 км застучал подшипник шатуна. Это, конечно, опечалило водителя. Он был далеко не новичком, ездил на мотоциклах различных марок, участвовал в дальних туристских пробегах, не страшился ремонтов вдали от мастерских. На вопрос: «А масло у вас подходящее?» он уверенно ответил: «Самое лучшее — СУ».

Слов нет. СУ — индустриальное 50 — действительно хорошее масло. Водители автомобилей «Москвич» и «Волга» стремятся заправлять им свои машины, предпочитая его маслу АК-10. Но всегда ли годится оно для мотоцикла?

У нас в обращении находится значительно больше сортов масел, чем указано в заводских инструкциях, и мотоциклисты, услышав о высококачественных маслах, во что бы то ни стало хотят применить их взамен тех, которые рекомендуются заводом. Но выбор, сделанный ими, не всегда удачен.

Подбирая масло для мотоциклетного двигателя, нужно прежде всего учитывать его вязкость. Например, СУ имеет такую же вязкость, как и АК-6 (цифры после букв — показатели вязкости), которое рекомендуется в мотоциклетных инструкциях для зимнего периода эксплуатации. Значит, масло СУ целесообразно использовать главным образом для тех же условий, что и масло АК-6. В жаркую же погоду, когда двигатель усиленно нагревается, инструкции к мотоциклам с четырехтактным двигателем (М-62, К-750 и др.) рекомендуют масло АК-15. В данном случае вместо него нельзя применять СУ, и мотоциклист, ехавший через высокие горные перевалы на тяжело нагруженной машине при температуре воздуха, достигавшей 40 градусов, сделал явно неудачный выбор масла. От этого и появился неприятный стук в подшипнике шатуна.

А есть ли заменяющее АК-15 масло лучшего качества? Есть. Можно, например, использовать высококачественное масло почти с такой же вязкостью — МС-14 и более вязкие МС-20, МК-22. Перечисленные выше масла МС и МК с успехом применяют (при достаточных зазорах) и для двигателей спортивных мотоциклов, работающих при высоких степенях нагрева.

В этой связи необходимо отметить, что высказанный автором статьи «Тем, кто ездит на тяжелых мотоциклах» («За рулем», 1962, № 9) совет не применять эти масла является ошибочным. Ссылка на имевшее место заклинивание клапанов в направляющих втулках в данном случае к сорту масла не относится, а объясняется малым зазором.

О маслах для мотоциклов с двухтактными двигателями надо сказать особо, потому что среди владельцев этих машин имеется очень много приверженцев масла СУ. Они объясняют свой выбор желанием уменьшить «дымление».

Но ведь в двухтактных двигателях нагрев выше, чем в четырехтактных, а смазка тех же поршней и подшипников осуществляется горючей смесью, то есть маслом, разбавленным бензином в соотношении 1:25.

Водителям мотоциклов с двухтактными двигателями следует применять достаточно вязкие масла и отказаться от необоснованных экспериментов.

Для «ИЖ-56» и «ИЖ-Юпитера» рекомендуются масла АК-10 и АК-15, для «Явы» — АК-15. Однако суть заводских рекомендаций в показателе вязкости, а не в сорте масла. Высококачественные масла МК и МС соответствующей вязкости предпочтительнее, они положительна спортивных соревнованиях, если это допускает род топлива, также с успехом применяют МК и МС.

Известно, что мотоциклетные двигатели неприхотливы. Но неправильный выбор масла может намного сократить их жизнь.

М. ГИНЦБУРГ




1963N06P27









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua